• 31.01.2025

За знание

новостной портал

Умеем ли мы учить, а студенты – учиться дистанционно?

Июл 7, 2021

«Наступает век цифровизации, первая волна коронавируса дала многое сегодня для осмысления,  в том числе таких вопросов, как дистанционное обучение. В этом направлении была проведена большая работа. Дистанционное обучение – это опыт, который нарабатывается во многих государствах. Трудно всем: и ученикам и учителям и родителям», – сказал заместитель Премьер Министра РК Ералы Тугжанов.

Средним школам, колледжам и ВУЗам пришлось сначала до конца учебного года работать по системе дистанционного обучения, а с сентября нового 2020-2021 учебного года данная система опять оказалась незаменимой.

Попробуем определить преимущества и недостатки обучения студентов в период пандемии, определить с какими трудностями столкнулись преподаватели и обучающиеся, и как оценивают студенты качество дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие преподавателя (учителя) и обучающихся, между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение, как самостоятельная форма обучения, основана на информационных технологиях, являющихся ведущим средством.

Технологии современного дистанционного обучения строятся на использовании следующих основных элементов, таких как среды передачи информации (в нашем случае информационной коммуникационной сети), и методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Основными формами дистанционного обучения являются режимы  online и offline. Преподаватели вузов в основном ведут лекционные и практические занятия online, а проверяют выполнение заданий, рефератов, решенных тестов и т.п. – offline. Первые курсы студентов нашего вуза с января 2021 года частично были переведены на очную форму обучения, чему студенты очень обрадовались, ведь окончив школу, они мечтали окунуться в интересную студенческую жизнь.

Основными формами проведения занятий, которые уже по достоинству оценили все, являются чат-занятия и занятия в формате видеоконференции.

Чат-занятия, это учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, они проводятся синхронно, т.е. все участники имеют одновременный доступ к чату. В нашем вузе чаты не имеют голосовое сопровождение, поэтому к ним отношение двоякое.

Видеоконференции, как один из видов веб-занятий позволяет проводить online занятия с визуальным контактом обучающихся с преподавателем, чувствовать эмоции обеих сторон и вести живые беседы, лекции, семинары и т.п.

Дистанционное обучение, как одна из форм обучения, имеет немало преимуществ, среди которых основными можно назвать:

– снижение затрат на проведение обучения (не требуется помещений с освещением, вентиляцией; не нужны поездки к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей, экономия денежных средств и времени; меньше изнашивается обувь, одежда и т. п.);

– сокращается период времени на обучение за день, неделю, месяц и т.д. (сбор, трата времени в пути при поездке на занятия и с занятий);

– больше свободного времени из-за сокращения времени на обучение;

– преподаватель и обучающийся самостоятельно может планировать временное пространство дня;

– возможность одновременного проведения занятий с большим количеством обучающихся и некоторые другие.

Педагоги, особый контингент людей, который привык к живому общению со студентами, быстро реагирующий на настроение аудитории, умеющий успокоить ее или наоборот «разбудить», специалист своего дела, привыкший видеть глаза обучающихся и читать по ним «понятен материал лекции (практического занятия) или нет».

Поэтому основным большим недостатком дистанционного обучения сегодняшнего периода времени является, бесспорно – отсутствие живого общения с аудиторией.

Другими недостатками данной системы обучения можно назвать:

– отсутствие возможности показать на доске выбор и последовательность решения формулы,  задачи, построение схем, графиков, гистограмм и т.п.;

– нет контроля за самостоятельностью выполнения студентами тестов, задач и т.п.;

– нередки случаи обмана обучающимися преподавателей: не работает микрофон, не включается компьютер и не загружается bbb, не работает камера и т.п., хотя сами в это время даже отсутствуют в помещении для обучения;

– отсутствие студентов у монитора для ознакомления с текстовыми файлами лекционного или практического материала, со слайдами, видео-лекциями и др., т.к. заходят в систему bbb с телефона и открыть материал уже не могут;

– работа студентов в системе ДО из автомобиля, клуба, из гостей, с праздничного мероприятия и т.п., т.е. студенты считают – главное выйти в чат и все, а дальше «трава не расти» можно всегда преподавателю написать, и сказать «связь плохая» или еще что-нибудь, ведь он не проверит!;

– отсутствие видимого результата своей работы и удовлетворенности качеством обучения, т.к. экзамен, даже устный – полностью не показывает полученный студентами уровень знаний, пониманий и компетенций, и  не раскрывает возможностей обучающихся, которые могли быть раскрыты в очном обучении.

Можно было еще привести и другие примеры негативных моментов  сегодняшнего обучения, ведь у каждого преподавателя они могут быть специфическими, в зависимости от преподаваемой дисциплины.

Посмотрим, каково же отношение студентов к дистанционной системе обучения, в опросе участвовали студенты 1,2,3 и 4 курсов специальностей 5В090100, 6В11301 и 6В11302.

Отдельно следует отметить отношение  первокурсников. Кто они первокурсники? Выпускники школ (колледжей), которые только что покинули родную школу и попали во взрослую  жизнь, первоначально как им казалось – без надзора родителей, бабушек и дедушек, но со свободой действий. В целом знакомство с данной системой было и в школе, но там все знакомо и понятно, учителя работают с детьми по 8 и более часов, все объясняют, показывают, максимально поясняют.

Учеба же в вузе не такая, здесь все оказалось по другому: новые не понятные и «страшные» дисциплины; толком ничего никто не объясняет, но строго спрашивает; часть материала нужно изучать самостоятельно; тебя никто не тянет насильно к высоким баллам; хочешь учись – хочешь не учись и т.п., и как итог – полная паника. У некоторых первокурсников появилось желание просто уйти из вуза, бросить все это обучение и лучше пойти работать, чем «разговаривать по переписке» (некоторые преподаватели оказалось в течение семестра вообще не заходят в 3b),  ничего не понятно, низкие оценки за рейтинги. Ребята первокурсники просили организовать в вузе собрание группы и куратора, чтобы хотя бы познакомиться с куратором и согруппниками, чтобы дальнейшее общение было продуктивнее, ведь в системе ДОТ даже отсутствовали фотографии ребят с группы. На радость кураторам в группах есть ребята (30-40%), которые смотрят на данную систему обучения, как на временное явления и с улучшением эпидемиологической обстановки в городе и в стране все наладится и войдет в обычную колею, они подбадривают остальных ребят из группы и всем становится немного спокойнее, ведь появляется надежда на лучшее.

Отзывы об учебе студентов второго-четвертого курсов были в основном однотипными, они показаны в таблицах и рисунках 2,3, всего в опросе участвовало 42 студента. Мнения данного количества студентов разделились не поровну, считающих данную систему проведения учебных занятий хорошей – 27 человек, не понравилось учеба – 15 студентам (таблица, рисунок 1).

Таблица 1- Мнение студентов о дистанционном обучении

Мнение о ДОТКоличество студентов, челСтруктура, %
Нравится обучение2764
Не нравится обучение1536
Всего:42100

Рисунок 1 – Мнения студентов о системе обучения

Студенты ответившие, что им нравится данная система обучения, их ответы в виде достоинств системы ДО показаны в таблице и на рисунке 2.

Таблица 2 – Основные достоинства системы ДОТ по мнению студентов

Достоинства ДОТКоличество студентов, челСтруктура, %
1. Не надо ехать на занятия в вуз, рано вставать, тратить деньги и время  17  63,0
2. Удобно учиться с любой точки (не из дома)414,8
3. Возможность выполнять задания всего семестра в любое удобное время  2  7,4
4. Если болен – можно посещать занятия из дома27,4
5. Родители довольны, что студент дома27,4
Всего27100

Рисунок 2 – Достоинства системы обучения

           Как видно из таблицы и рисунка, 63% всех студентов, которые считают данную систему обучения хорошей, высказались большинством голосов, за нее из-за того, что не нужно рано вставать, ехать на занятия, тратить деньги и время, о знаниях которые вообще дает данная система никто не сказал.

4 студента (14,8%) ответили, что они рады тому, что имея современные гаджеты, можно выходить в чат или 3b из любой точки, необязательно из дома, что они и делают иногда.

По 2 студента  считают, что когда выложены все задания на весь семестр, можно их выполнять в любое удобное время; можно все равно учиться, даже если ты на больничном, и что родители довольны, когда  студент и учится и находится дома, рядом с ними.

Рассмотрим причины, по которым не нравится студентам данная система обучения, таких ребят меньшее число (таблица, рисунок 3). Студенты, отозвавшиеся положительно о системе ДОТ также отмечали практически эти же недостатки, показанные в таблице (но они не учтены).

Таблица 3 – Основные недостатки системы ДОТ по мнению студентов

Недостатки ДОТКоличество студентов, челСтруктура, %
1. Много непонятного по новым дисциплинам, мало объяснений преподавателей  6  40
2. Много преподавателей не проводят занятий в zoom или  bbb  3  20,0
3. Преподаватели долго не отвечают на поставленные студентами вопросы  4  26,7
4. Платформа bbb плохо работает213,3
Всего15100

Рисунок 3 – Недостатки системы обучения

40% студентов считают, что система ДО их не устраивает из-за того, что в новых дисциплинах много непонятного, а преподаватели очень мало объясняют материал, предлагают изучить его самостоятельно.

20% студентов сказали, что много занятий не проводилось в формате видеоконференции, все обучение заключалось только в переписке в чате по результатам самостоятельного чтения лекций, но вот выполнение занятий проверялось строго и выставлением минимально возможных баллов.

26,7% были недовольны тем, что на посланные ими вопросы преподавателям по теме лекции или практического занятия в личные сообщения или whatsapp, ответ приходилось ждать несколько дней или даже до недели, когда уже или отпадала необходимость в ответе или студент забывал, что хотел узнать у педагога, это просто портило их отношение к учебе и преподавателю.

2% студентов – это группы (и те которые хвалили систему ДО) негативно отзывались о системе bbb, которая работала с перебоями.

По результатам опроса студентов можно заключить, что их мнения разделились, часть студентов считает,  что система хорошая, часть – нет. Но если проанализировать положительные отзывы, видно, что они практически все связаны с экономией времени и  финансов, а не с качеством обучения.

В отрицательных же отзывах часть студентов ссылается на плохое качество преподавания дисциплин, минимальное пояснение новой темы, долгие ответы (от нескольких дней до недели) на интересующие студентов вопросы, плохо работающую систему 3b и на отсутствие большой доли занятий в режиме видеоконференции. Все это очень поразило нас, ведь в принципе такой критики со стороны студентов не должно было быть.

Считаем, что данные недостатки – это прямое следствие того, что некоторые преподавателей не были готовы работать в данном режиме.

Часть студентов в свою очередь, ссылаясь на преподавателей и недостатки обучения, нередко показывает, только видимость учебы. Это мнение не относится ко всему контингенту обучающихся, ведь хорошие студенты были и будут всегда, несмотря на пандемии.

Учитывая все наши с вами ошибки и трудности дистанционного обучения, необходимо продолжать работать с обучающимися более качественно,  разнообразить формы проведения занятий и держать высокую планку преподавателя высшего учебного заведения.  

Чернова Т.П., Абеджанова А.С. (ВКТУ, Школа Машиностроения)